Электродвигатели Компания Товары Услуги

  О компании   Публикации   Вакансии   Контакты




 Отдел ремонта и сервиса:
   +7 (343) 283-09-11

 Отдел продаж:
   +7 (343) 283-09-10    info@emt-ural.ru
 Режим работы:
   пн-пт, 6:00 - 16:00 мск

Публикации

"Электродвигатели переменного тока. Причины выхода из строя"

На практике повсеместно используются трехфазные машины переменного тока. Работа этих машин основывается на принципе вращающегося магнитного поля, которое создается статорной обмоткой и вращается с частотой, кратной частоте сети (в нашей стране – 50 Гц). На рис. 1 показана условная схема вращения поля 2-х полюсной обмотки.
Рис. 1-Условная схема вращения поля 2-х полюсной обмотки
Рис. 1 - Условная схема вращения поля 2-х полюсной обмотки

Основываясь на синусоидальных кривых напряжения и тока, а также принимая во внимание, что фазы А, В, С отстают друг от друга на 120 град. электрич., можно смоделировать ток в обмотках статора и магнитное поле, создаваемое им. На рисунке для простоты восприятия показаны только начала и концы обмоток (условное допущение, что обмотки состоят из одного витка), так А – начало, х – конец фазы А. Красный цвет – ток течет от нас, синий – к нам. Соответственно токам будет и картина магнитного поля (красный – южный полюс, синий – северный).
Таким образом, видно как поле «вращается» в статоре, увлекая за собой ротор. Это справедливо для всех типов машин переменного тока, будь то синхронные, или асинхронные машины.
Основной причиной выхода из строя является нарушение токовой симметрии в обмотке статора. Факторов приводящих к этому множество, но стоит рассмотреть лишь основные.

Основные причины выхода из строя

Обрыв одной фазы обмотки статора – наиболее частая причина выхода из строя двигателей переменного тока. Если представить, что пропадает питание на фазе А, то картина получится следующая (см. рис.2).
Рис. 2-Обрыв фазы А
Рис. 2 - Обрыв фазы "А"

Поле перестает быть вращающимся, оно становится пульсирующим. Момент сил, раскручивающий ротор отсутствует, и двигатель не работает. Такая ситуация опасна прежде всего тем, что в рабочих обмотках присутствует ток в 3-5 раз больше чем номинальный. Двигатель постоянно находится в режиме пуска, самом тяжелом для машины. Если вовремя не выявить поломку – неизбежно термическое повреждение изоляции двигателя, замыкание рабочих обмоток и даже возгорание.
    Возможные причины отсутствия тока в обмотке:
  1. Обрыв питания одной из фаз (на клемнике питания двигателя, на рубильнике/пускателе, на питающей подстанции)
  2. Разрыв одного из витков обмотки внутри двигателя (как правило в лобовой части)
  3. Неисправность контактов в клемнике (коробка блок-контактов питания на самой машине)
Для определения этой неисправности необходимо измерить уровень напряжения на питающих клеммах, измерить рабочий ток на всех фазах.
Другая причина несимметрии – межвитковое замыкание в одной из фаз статора. Это приводит к уменьшению витков в обмотке (рис.3), а, следовательно, и к увеличению тока на данной фазе.
Рис. 3-Уменьшение числа витков обмотки при межвитковом замыкании
Рис. 3 - Уменьшение числа витков обмотки при межвитковом замыкании

Увеличенный ток производит, прежде всего, термическое действие, пагубно сказывающееся на изоляции двигателя. К тому же, ток увеличивается не только в фазе с замкнутыми витками, но и в соседних фазах (каждый раз во время определенной фазы тока), что сильно искажает форму магнитного поля.
Магнитное поле статора неправильной, ассиметричной формы, имеет пик индукции выше положенных 1,6 Тл, а искривленная форма создает биения и паразитные противомоменты на валу двигателя. Следовательно, страдает не только электромагнитное ядро машины, но и механика – подшипники, шпонки, приводной механизм.
Витковое замыкание чаще всего случается в лобовых частях, где обмотка может быть подвергнута механическому воздействию. Хотя, вследствие перегрева, может произойти замыкание и в пазах статора. Данный дефект определяется просто – измерением рабочего тока обмоток статора и последующим контрольным замером сопротивления катушек постоянному току (значения активных сопротивлений не должны отличатся друг от друга более чем на 5-7%). Стоит еще отметить, что при работе двигатель с таким дефектом работает неровно, на приводе ощущаются толчки, в режиме разгона может «проваливаться», т.е. замирать на скорости меньше номинальной и не разгоняться дальше.
Сюда же стоит отнести и случаи замыкания обмотки на корпус двигателя или «на землю». Данные замыкания вносят абсолютно похожие проблемы, с той лишь разницей, что в случае замыкания на корпус появляется опасность поражения человека электрическим током.

Электродвигатели с фазным ротором

В асинхронных двигателях с фазным ротором на роторе располагается трехфазная обмотка, аналогичная статорной, единственное отличие в том, что концы ее выведены на контактные кольца.
Статорное поле индуцирует в роторе ЭДС, роторные обмотки замыкаются через контактные кольца, и ток, протекающий по цепи ротора, образует магнитное поле, взаимодействующее с основным полем статора. По закону электромагнитной индукции в роторе магнитное поле имеет противоположное направление статору, следовательно, по принципу взаимоотталкивания одноименных полюсов происходит вращение вала двигателя.

Основные причины выхода из строя

Так как обмотка ротора повторяет статор, то и проблемы похожи – обрыв, межвитковое и корпусное замыкания. Единственное, что стоит отметить – при обрыве фазы ротора двигатель будет запускаться, но не будет развивать полного момента. Вся опасность в появлении гармонических составляющих в основной синусоиде тока. Эти гармоники высшего порядка ведут к неизбежному перегреву, перекосу по току и снижению полезного момента.
Особое внимание следует обратить на контактные кольца ротора. Напряжение с них снимается посредством графитовых щеток, закрепленных на траверзе. Кольца выполнены из латуни – мягкого сплава, и имеют свойство изнашиваться, снижая электрический контакт. Графитовые щетки также быстро изнашиваются и не обеспечивают необходимой проводимости.
Если ротор разомкнут, то в нем не протекает ток, двигатель не запустится, а при увеличении активного сопротивления контактного щеточного узла существует опасность уменьшения номинальной частоты вращения двигателя (ток меняет фазу в сторону активного, что смещает точку динамического равновесия вращения нагрузки).
Проверить состояние ротора можно замерами фазных токов, как статора, так и ротора. Токи фаз не должны отличатся друг от друга более чем на 10%.
Иногда причина плохой работы машины заключается в системе управления приводом. Не секрет, что большинство схем управления асинхронных двигателей с фазным ротором построено на принципе контакторно-релейных схем, изменяющих активное сопротивление в роторе двигателя.
Неправильная настройка схемы, или поломка в контакторах может привести к аварийным режимам работы – затянувшийся пуск, недостаточный разгон, обрыв фазы в роторе, плохой контакт между сопротивлениями.

Goon
каталог
ООО Электромеханические технологии
"Nassukin", 2008
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru